
«Бременские музыканты» О. Гладкова на стихи Ю. Энтина. Музыкальный театр Карелии.
Режиссер Олег Липовецкий, художник Яков Каждан.
Закрытие театрального сезона в Музыкальном театре Карелии ознаменовалось премьерой мюзикла О. Гладкова «Бременские музыканты» на стихи Ю. Энтина.
Произведение, ставшее неотъемлемой частью культурного кода рожденных в 1970-е, претерпев своего рода «ребрендинг» зазвучало по-новому, сохранив, впрочем, свои основные темы – дружбы, любви, ценности свободы. Режиссер спектакля, Олег Липовецкий (он же автор оригинальной пьесы, по которой осуществлена постановка) насытил спектакль актуальными приметами времени и интонациями сегодняшнего дня.
Своеобразие режиссерской интерпретации обнаруживается еще до начала представления: вход в ложи и партер тщательно охраняют бравые молодчики в современной условной военной форме некоего королевства. По команде они запускают публику в зал, где с началом спектакля свет не гаснет, а двое глашатаев в парадных ливреях со сцены обращаются к зрителям как к подданным этого Королевства — королевства, где все «делают только то, что разрешено». Таким образом, режиссер предлагает зрителю стать участником происходящих на сцене событий, сделать свой выбор и взять за него ответственность.

История эта в принципе про личный выбор, и под маской легкой незатейливой сказки О. Липовецкий поднимает вечные вопросы, оставляя зрителю самому искать свои на них ответы: какова цена свободы? Что такое любовь? В чем миссия искусства?
Двухактный мюзикл внушительной продолжительности (около двух часов) смотрится на одном дыхании. Любовная линия главных персонажей (Принцесса – Трубадур) оттенена еще одной лирической темой Король – Гениальный сыщик (последний из которых в постановке Карельского театра превращен в женщину). Братство Бременских музыкантов противопоставлено шайке Разбойников, а Королевская охрана (молодчики в военной форме) уравновешена Фрейлинами. Кроме того, на сцене постоянно присутствует музыкальный ансамбль (под руководством Вадима Ямпольского), и, помимо живого сопровождения, спектакля, музыканты периодически подают реплики, реагируют, так, что их джаз-бэнд становится еще одним действующим лицом.

Артисты Петрозаводского театра с нескрываемым удовольствием воплощали на сцене свои персонажи. Два совершенно разных Короля в двух составах получились у Павла Назарова и Максима Аксенова. Если первый играл короля-истеричку с уязвленным эго, то второй стал очаровательным душкой-метросексуалом. Принцесса (Дарья Батова) — воплощенное свободолюбие и непокорность, обе Сыщицы (Анна Луканова и Анастасия Шабиева) —грациозные и опасные femme fatale и, конечно, Thomas Troubadour (Вадим Мокин и Игорь Макаров) помимо прекрасного вокала радовали выстроенной актерской игрой. Яркий, запоминающийся образ удалось создать Петру Хухрину, исполнителю партии Leonardo Petukh. Его Petukh был по-петушиному задиристым, чуть трусоватым, интересным пластически.

Вообще о пластике следует сказать отдельно: пожалуй, главной приятной неожиданностью мюзикла «Бременские музыканты» стало то, что артисты оперы затанцевали. Да еще как затанцевали! Хореография Александра Любашина стилистически точно попала в жанр и добавила спектаклю необходимого драйва и динамики. Разухабистые разбойничьи танцы – этакий гоп-стоп, карикатурные церемониальные танцы на балу-дискотеке и «ударный» номер из репертуара иностранных музыкантов «Мы к вам заехали на час» артисты исполнили со сноровкой и удалью, как будто всю жизнь этим занимались, а не увидели танцевальные па впервые за месяц до премьеры.
Сценография и световое оформление спектакля (художник-постановщик — Яков Каждан, художник по свету — Евгений Виноградов) дополняли режиссерский замысел и изобиловали интересными находками. Так например, сценическое пространство было разделено многофункциональной конструкцией, по виду напоминающей мосты, расположенные на трех уровнях. По этим мостикам герои убегали от преследователей, Король со свитой отправлялся в «дальнюю дорогу», а Трубадур с Принцессой, разделенные сотнями верст смотрели на одну и ту же луну и пели нежные лирические послания друг другу. Стильные костюмы, неожиданные детали реквизита (маски орков на разбойниках, прическа эльфа Леголаса у Осла, точнее Erik Osel), медиапроекции и условный театр теней — все исполнено вкуса и работало на общую идею.

В череде модных западных мюзиклов, заполонивших последнее время подмостки столичных театров, Петрозаводские «Бременские музыканты» выделяются «русскостью»: эти песни, знакомые с детства и юности, которые публика распевала в голос с артистами; этот сюжет – такой родной и русский (несмотря на его французские корни); эта проблематика – актуальная и понятная человеку постсоветской культурной среды, «герою нашего времени». И очень по-русски артисты со сцены испытывали зрителя на прочность моральных принципов – «нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!»… Или все-таки заменят?