Все что вы хотели узнать про Ночь Перформанса в СДВИГе, но стеснялись спросить
Не каждый день балетные критики попадают на Ночь Перформанса (подозреваю, что они туда вообще не попадают обычно, по крайней мере добровольно). Но в этот раз мне посчастливилось.
Допустим, вам тоже очень хочется, но вы ничего про Ночь не знаете и потому слегка опасаетесь… Допустим от «благодарных читателей» мне пришли сотни писем с вопросами и я, выбрав оттуда самые часто задаваемые, отвечаю на них…
Итак, мой воображаемый FAQ
- А что вообще это такое?
Ночь Перформанса – это такой формат концерта-вечеринки (плавно перетекающей в утренник). Студия перформативных искусств СДВИГ примерно раз в полгода практикует такое мероприятие.

- Что я там увижу?
Вы там точно не увидите традиционных форм искусства (ни театра, ни балета ни даже кино там не будет). В остальном – нужно быть готовым ко всему. Там могут петь, танцевать, читать доклады, демонстративно есть, еще более демонстративно готовить еду.
- А про что оно всё?
Совершенно про разное: доклад художественного критика Егора Софронова про квирный, эстетический, ментальный, политэкономический каминг-аут, например, а перформанс Нины Гастевой и Миши Иванова о профессиональном выгорании [сотрудников МВД]…

- То есть как это доклад? А что так тоже можно? Это тоже перформанс?
Как ни странно – да. Доклад про квир и проч. каминг-аут только здесь и уместен. Он перформативен по сути своей. Вообще каминг-аут – это уже некий ритуал, церемония. А уж призыв массам «выйти из тени» и заявить о своей гендерной, сексуальной, интеллектуальной и политической самоидентификации – это уже точно перформанс.
- А что мне там может угрожать?
По большому счету ничего. Ни физически, ни психологически. С удивлением отметила, что даже интровертированным социофобам и здесь вполне безопасно. Никто насильно не потащит зажигать. Хочешь тихо сидеть в уголочке и наблюдать – сиди и наблюдай.

- А с едой как дела обстоят?
А вот с едой тут туго. Еда только для избранных. Лучше всех покушали Анастасия Ребкало и Александрас Крифариди. Весь перформанс кушали, да так смачно они это делали, что присоединиться хотелось даже совершенно сытым, а уж голодным – и подавно. Вообще-то это была «работа о поцелуях», и в итоге, своего они добились: теперь каждый раз поднося яблоко ко рту я думаю о тактильных ощущениях на губах, зубах, языке. Насколько родственные эти ощущения от поцелуя и от поглощения пищи?Кроме того – это еще и хорошо «схореографированный», выстроенный перформанс, державший в постоянном напряжении.

- А танцы то были?
Конечно были! Во-первых, дискотека идет всю ночь прерываясь на время перформансов. Правда это странноватая дискотека. В зале в основном танцоры или люди так или иначе связанные с телесной работой. Почему-то большая часть из них (как и я сама) не участвуют в собственно танцах, а те, что танцуют, делают это словно -«понарошку», шутя, не всерьёз. В чем дело – не знаю. Не вдохновляющий звук? Мало пространства? Много пространства?
А еще там был почти балет. Аня Козонина (в качестве драматурга) и Даша Юрийчук (как хореограф) представили «Жизель», посвятив его главной специалистке по «странным призракам» Ольге Цветковой.
- Кто такой Жизель и при чем здесь призраки?

Жизель – это прекрасная юная крестьянка, которую обольстил переодетый крестьянином граф. Когда обман вскрылся несчастная девушка сошла с ума и умерла от разрыва сердца. На это сюжет поставлен культовый романтический балет в середине XIX века. Но самое интересное в балете начиналось… после смерти Жизели. Героиня попадала в царство Виллис – призраков умерших до свадьбы девушек, смысл существования которых – МЕСТЬ! Месть всему мужскому роду. Убивали они мужчин, оказавшихся ночью на кладбище, весьма своеобразным способом: затанцовывали до смерти.

Готический этот сюжет причудливо трансформировался в перформансе Даши и Ани. Обольстительная (в трусиках и миниатюрном пончо) покойница, натурально закатив глаза (так что видны одни белки) исследовала свое новое состояние, передвигаясь на цыпочках. Свыкнувшись с ним, она исполнила несколько жизельских па (согласно балетному канону сложив руки у груди, так чтобы средние пальцы касались сосков) и, «материализовала» наконец настоящего призрака, которому прорезала рот, чтобы он смог исполнить «веселую праздничную песню». Зрителям в течение песни было предложено продолжать делать на призраке разнообразные прорези.

В общем трудно сказать, что такое Ночь Перформанса и что уместно в таком формате, а что нет. Но ясно, что у перформанса есть свой специфический язык коммуникации, а уж формы могут очень разниться: от рефлексии на тему романтического балета, до чтения собственной заявки на резиденцию.
И если вы все еще стесняетесь или боитесь – завязывайте с этим и приходите на следующую Ночь.